День социального бизнеса: виды социального предпринимательства

28 июня — Международный день социального бизнеса. Что такое социальный бизнес, в чем его суть и смысл. История праздника.

День социального бизнеса

Социальный бизнес — это такой вид предпринимательства, который не преследует цель максимизации прибыли, а решает какую-то насущную проблему общества. Например, борется с бедностью, защищает окружающую среду, способствует улучшению здоровья людей или уровня образования. Социальные предприниматели создают продукты и услуги, которые помогают улучшить жизнь своих клиентов и сотрудников, а также вносят положительный вклад в развитие общества в целом.

День социального бизнеса

Виды социального предпринимательства

В зависимости от целей, формы организации и масштаба деятельности, можно выделить несколько типов социального бизнеса:

Праздники
  • Местный социальный бизнес — это когда социальный предприниматель решает проблему малого географического региона, обычно своего местного сообщества. Этот тип социального предпринимательства менее зависит от конкретной сферы деятельности; главная цель — это благо своего региона. Это могут быть кооперативы, фермерские рынки, местные СМИ или культурные центры.
  • Некоммерческое социальное предпринимательство через некоммерческую организацию (НКО), которая финансируется за счет грантов, пожертвований или спонсорства. Этот тип социального бизнеса часто занимается благотворительностью, защитой прав человека, образованием или экологией через создание фондов, общественных движений, волонтерских программ или образовательных платформ.
  • Трансформационное социальное предпринимательство — это когда бизнес стремится изменить систему или институты общества, которые являются причиной или поддерживают проблему. Основные инструменты: инновации, общественная деятельность и лоббирование. Так создают новые модели бизнеса, политические партии, законодательные инициативы или социальные кампании.
  • Глобальный социальный бизнес решает проблемы глобального масштаба, которые затрагивают многие страны и регионы. Это может быть международное сотрудничество, развитие или гуманитарная помощь. Например, глобальный социальный предприниматель может создавать продукты или услуги для борьбы с голодом, болезнями, неравенством или изменением климата.

Это не полный список типов социального бизнеса; в жизни эти активности могут пересекаться и комбинироваться. Главное — это то, что все они направлены на создание положительных изменений в обществе.

История праздника

Международный день социального бизнеса (Social Business Day) — это ежегодное событие, которое объединяет социальных предпринимателей, представителей власти, общественных организаций и всех, кто интересуется этой темой. Он отмечается 28 июня — в день рождения Мухаммада Юнуса, социального предпринимателя и лауреата Нобелевской премии мира 2006 года «за усилия по созданию экономического и социального развития снизу».

Мухаммад Юнус — основатель Grameen Bank, пионер микрофинансирования и микрокредитования для бедных людей. Он также является автором книги «Building Social Business: The New Kind of Capitalism that Serves Humanity’s Most Pressing Needs», в которой он описывает свою концепцию социального бизнеса.

Праздники

Смысл праздника

Цели Международного дня социального бизнеса — это:

  • поощрять участников обсуждать важные особенности, достижения и проблемы социального бизнеса;
  • обмениваться опытом и планами по созданию новых социальных предприятий;
  • изучать будущие возможности для социального бизнеса;
  • вдохновлять людей на создание своих собственных социальных проектов.

Первый Международный день социального бизнеса прошел в 2010 году в нескольких странах мира, включая Бангладеш, США, Японию, Аргентину, Германию и ЮАР. С тех пор он стал традиционным и расширил свою географию до 20 стран. В разных городах проводятся конференции, фестивали, выставки, конкурсы и другие мероприятия, посвященные социальному бизнесу. Например, в России в 2015 году прошел форум «Социальный бизнес: новая реальность», на котором обсуждались перспективы развития этого направления в нашей стране.

Международный день социального бизнеса — это отличная возможность для тех, кто хочет узнать больше о том, как можно делать добрые дела и при этом зарабатывать деньги; для тех, кто уже занимается социальным предпринимательством или хочет начать; для тех, кто хочет поддержать или стать клиентом социальных проектов. Это также шанс показать всему миру, что социальный бизнес — это не утопия, а реальность, которая меняет мир к лучшему.

Праздники

К теме «День социального бизнеса»: